Круглый стол: полимерно - битумные вяжущие

апрель 2016

НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЛИ:

П.В. Стержанов, генеральный директор, ООО «РН-Битум»;

О.Н. Киндеев, эксперт НП «РОСБИТУМ», директор «Рубитрон Трэйд»;

А.В. Коротков, начальник управления разработки технологий и контроля качества,

ООО «Газпромнефть – Битумные материалы;

Э.А. Сандлер, к.х.н.,  директор, ООО «Предприятие «Дорос»;

Г.Б. Старков, заместитель генерального директора, ООО «СТРОЙСЕРВИС»

Какие полимерно-битумные вяжущие вы предлагаете? Каковы особенности их производства? Какие задачи они решают?

П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум»): - ПБВ Альфабит - это высококачественное полимерно-битумное вяжущее, которое разрабатывается для каждого отдельного региона страны с учетом местных климатических условий, транспортных нагрузок, а также интенсивности дорожного движения. ПБВ Альфабит соответствует требованиям национального и международных стандартов благодаря уникальной технологии получения битумной основы и её направленной модификации, а также - комплексным программам контроля качества, как исходных материалов, так и производственного процесса в целом.

Положительный опыт реализации проектов строительства автомобильных дорог, в том числе экспериментальных участков, с использованием ПБВ Альфабит, их дальнейший мониторинг и анализ полученных результатов, позволили нам с уверенностью говорить о способности данного материала противостоять сложным существующим условиям эксплуатации автомобильных дорог, продлевая их долговечность на 8-10 лет.

О.Н. Киндеев (НП «РОСБИТУМ», «Рубитрон Трэйд»): 

  • ПБВ Рубитрон 40
  • ПБВ Рубитрон 60
  • ПБВ Рубитрон 90
  • ПБВ Рубитрон Магистраль
  • ПБВ Рубитрон Техно
  • ПБВ Рубитрон Инжиниринг

Любой из продуктов в ассортиментной линейке Рубитрон может быть произведен под конкретные требования клиентов. Гибкие технологические решения позволяют изменять ключевые показатели, такие как пенетрация, КиШ, температура хрупкости и пр., для удобства при приготовлении асфальтовой смеси и укладке асфальта.

Рубитрон Магистраль – специальные продукты для дорог с интенсивными нагрузками, транспортных магистралей, гоночных трасс

Оптимальное соотношений значений пенетрации и температуры размягчения, высокая эластичность и когезия ПМБ Рубитрон Магистраль обеспечивают высокую стойкость к колееобразованию, усталостному трещинообразованию.  Повышают  прочность и стойкость к деформациям асфальтобетонных покрытий.

Рубитрон Техно – специальные продукты для аэродромного, портового строительства

Участки взлетно-посадочных полос, рулежные дорожки, как и портовые площадки, принимают различные виды нагрузок.

ПМБ Рубитрон Техно увеличивает  срок эксплуатации полотна, испытывающего при направленном движении силу сдвига, ударные нагрузки, а также, повышает стойкость к противообледенительным реагентам и другим химическим жидкостям

Рубитрон Инжиниринг – специальные продукты для инженерных сооружений, мостов, тоннелей, эстакад.

Важной задачей при строительстве таких сооружений является защита конструкции от разрушений вследствие интенсивного воздействия воды и необходимость в особом сцеплении слоев между элементами конструкции покрытий.

ПМБ Рубитрон Инжиниринг обладает повышенной адгезией, стойкостью к старению и  не подвержен расслоению, что обеспечивает стабильность асфальтобетонного покрытия, а также антикоррозийную защиту конструкции.

А.В. Коротков (ООО «Газпромнефть – Битумные материалы): - Сегодня «Газпром нефть» является крупнейшим в России производителем полимерно-битумных вяжущих, отвечающих потребностям даже самых требовательных потребителей. Компания обеспечивает свои производства ПБВ необходимым сырьем, что позволяет добиться стабильного качества продукции.

На активах  компании  выпускается широкий ассортимент полимерно-битумных вяжущих в соответствии с требованиями отечественных стандартов качества (все марки по ГОСТ Р 52056-2003): на Московском и Омском НПЗ, Рязанском заводе битумных материалов «Газпром нефти» и на нашей новой площадке «НОВА-Брит» в Вязьме. Кроме того, на РЗБМ мы имеем опыт производства продукции, отвечающей  международным стандартам: успешно пройдена сертификация для выпуска полимерно-модифицированных битумов по EN 14023. И сейчас на активе в Рязани есть возможность производить более 15 европейских марок. Еще один наш продукт уникален для российского рынка: ПМБ G-Way Styrelf – вяжущее международного качества, но разработанный специально для отечественной дорожной отрасли с учетом климатических особенностей страны и для применения на высоконагруженных магистралях. ПМБ выпускается по СТО 11352320-001.01.2014 нашим совместным предприятием с французским концерном  Total - «Газпромнефть-Тоталь ПМБ»  по запатентованной технологии Styrelf.

Помимо этого уникален с точки зрения ассортимента и научного потенциала и наш вяземский актив. Здесь выпускается битумопроизводная продукция (битумные ленты, мастики, герметики, эмульсии – всего более 30 наименований) для дорожного и аэродромного строительства по новейшим российским технологиям, которые могут с успехом заменять иностранные аналоги.

Г.Б. Старков (ООО «СТРОЙСЕРВИС»): - Какие полимерно-битумные вяжущие вы предлагаете?

Наша компания не занимается продажей полимерно-битумных вяжущих. Производство ПБВ марок 60 и 90 осуществляется только для своих внутренних потребностей. Выбор данных марок обусловлено географическим расположением строящихся объектов, и, как следствие, температурными условиями эксплуатации покрытий автомобильных дорог.

Каковы особенности их производства?

Особенность производства полимерно-битумных вяжущих на нашем предприятии заключается в том, что мы используем технологию непрерывного производства. Определенная доля успеха заключается в применении промежуточной рабочей емкости для «дозревания» ПБВ, оборудованной низкооборотистой мешалкой. Необходимо сказать, что все вышеперечисленное не обеспечит результата без правильного выбора полимерного модификатора, пластификатора и поверхностно-активной добавки. Так в качестве пластификатора мы применяем экстракты селективной очистки, а в качестве модификатора – блоксополимер  марки КТР-103.

Какие задачи они решают?

Основными задачами применения полимерно-битумных вяжущих являются повышение сдвигоустойчивости и трещиностойкости асфальтобетонов. Кроме этого необходимо понимать, что полимерасфальтобетонные смеси имеют большую способность сопротивляться динамическим нагрузкам, возникающих от воздействия  транзитного транспорта.

Позволяют ли требования ГОСТ Р 52056-2003 получать вяжущие, отвечающие реальным условиям их эксплуатации в составе асфальтобетонов конструкций дорожных одежд? Какими показателями качества ПБВ необходимо дополнить (регламентировать) новую редакцию нормативно-технического документа и почему?

Каким, на Ваш взгляд, показателям качества должны соответствовать полимерно-битумные вяжущие? Насколько продукция вашей компании отвечает этим требованиям?

П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум»): -  Отраслевые требования к полимерно-битумным вяжущим регламентированы ГОСТ Р 52056-2003. Опыт применения асфальтобетонов на ПБВ показал,  что для обеспечения требуемых  условий эксплуатации асфальтобетонного покрытия, а именно увеличение межремонтного срока до 12 лет,  показатели качества ПБВ должны соответствовать климатическим условиям  строительства дороги и условиям  её грузонапряженности.

Поэтому, при разработке стандарта ООО «РН-Битум»  мы повысили свои требования к  ПБВ Альфабит.

Для оценки устойчивости ПБВ Альфабит к процессам старения, помимо испытаний по ГОСТ Р 52056,  при проверке качества мы  используем методику ГОСТ 33140 (EN 12607-1). Это позволяет нам смоделировать процесс старения ПБВ Альфабит не только  при получении и укладке асфальтобетонной смеси,  но и в реальных условиях эксплуатации дорожного покрытия.

Кроме того,  мы  контролируем стабильность ПБВ Альфабит при хранении. Для этого дополнительно определяется устойчивость ПБВ Альфабит  к расслаиванию по методике ГОСТ EN 13399.

Все эти мероприятия позволяют нам гарантировать высокое качество ПБВ Альфабит для получения экономически привлекательных и долговечных дорожных, мостовых и аэродромных покрытий с высокими эксплуатационными характеристиками, в частности, такими как трещиноустойчивость к температурным и динамическим нагрузкам, водонепроницаемость, прочность, сопротивляемость покрытия пластическим сдвиговым деформациям.

О.Н. Киндеев (НП «РОСБИТУМ», «Рубитрон Трэйд»): - ГОСТ Р 52056-2003 отличается от европейский стандартов (EN) наличием таких показателей как: пенетрация при 0, Растяжимость, эластичность при 0. Тогда как большое внимание в EN уделяется показателю когезии. Единственным действующим с сентября ГОСТом на битумы, остается ГОСТ 33133. Если отталкиваться от этого ГОСТа, то стоит исключить или перевести в дополнительные показатели – пенетрацию при 0 в отношении производства ПБВ. Так как базовое сырь битум, гудроны и прочие компоненты, из которых готовится ПБВ, не будут соответствовать этим показателям, то производителю ПБВ эти показатели будет выдержать очень сложно, дорого (по себестоимости), а в некоторых случаях практически невозможным!

А.В. Коротков (ООО «Газпромнефть – Битумные материалы): - Большая часть из действующих сегодня методов испытаний как вяжущих, так и асфальтобетонов, не дают возможности моделировать реальные условия эксплуатации. Сейчас ведется активное внедрение Предварительных национальных стандартов, разработанных с учетом методологии Superpave с определением марок по PG на основе испытаний по методам DSR и BBR. Это позволит с большей эффективностью оценивать качество вяжущих вне зависимости от наличия и вида модификатора.

В качестве предложений к новому стандарту: целесообразно ввести в технические условия оценку усилия при растяжении (после набора статистики), что позволит характеризовать когезионную прочность вяжущего. Также необходимо ввести изменение свойств вяжущих после прогрева по методике RTFOT (глубины проникания иглы и температуры размягчения). Дополнительно следует ввести норму по устойчивости к расслаиванию (ГОСТ EN 13399-2013). Данный показатель позволяет оценить поведение продукта в случае длительной транспортировки и хранения при отсутствии перемешивания, и дополнительно -  оценивать однородность свойств продукта.

Э.А. Сандлер (ООО «Предприятие «Дорос»): - Для климатических зон России со 2-ой по 4-ую включительно скорее всего можно использовать ПБВ, производимые согласно требованиям  ГОСТ Р 52056-2003.  Для первой климатической зоны следует повысить требования по температуре хрупкости по Фраасу (например, не выше – 500С).   Для обеспечения этого показателя качества имело бы смысл производить ПБВ на базе битума, полученного  из нефти Ярегского месторождения республики Коми (ухтинский битум).  При этом правильным решением было бы выпускать битум  по технологии BITUROX австрийской компании PЁRNER, поскольку процесс его производства обеспечивает хороший контакт окисляемого гудрона с воздухом и, следовательно, минимальное время окисления. В результате  в битуме уменьшается количество асфальтенов – твёрдых и хрупких  продуктов вторичных реакций уплотнения. С этой же целью  для производства ПБВ лучше применять компаундированный битум. Для пятой климатической зоны следует  повысить  требования  по температуре размягчения ПБВ по КиШ, что достигается за счёт увеличения  содержания полимеров в ПБВ.   При этом повышается вязкость вяжущего и, соответственно, ухудшается процесс укатки асфальтобетонаДля снижения вязкости следует применять специальные добавки,  уменьшающие трение между  составляющими асфальтобетонной смеси. Такую добавку «Дорос-АП, марка Т» производит и наше предприятие. Для контроля качества ПБВ с повышенной вязкостью   следует ввести в ГОСТ показатель динамической вязкости  вяжущего, определяемый в качестве усилия на преодоление трения в тонком зазоре, заполненном испытуемым  вяжущим, при разных скоростях сдвига  с использованием динамического сдвигового реометра. Можно говорить и о таком необходимом комплексном показателе качества, как  устойчивость  ПБВ к старению, поскольку распределение полимера в битуме происходит при повышенной температуре, которая  должна ещё сохраняться при перевозке ПБВ на дальние расстояния. Но, к сожалению, при высоких температурах пока нечем остановить радикальные процессы окисления. Можно лишь рекомендовать для  производства ПБВ сырьё, битумы и технологии их получения, упомянутые выше.     

Г.Б. Старков (ООО «СТРОЙСЕРВИС»): -  Позволяют ли требования ГОСТ Р 52056-2003 получать вяжущие, отвечающие реальным условиям их эксплуатации в составе асфальтобетонов конструкций дорожных одежд? Требования, предъявляемые ГОСТ Р 52056-2003, по большому случаю обезличены. В данном нормативном документе приведены только характеристики, соответствующие той или иной марки ПБВ. Область применения или требуемые характеристики к физико-механическим свойствам полимерных вяжущих с учетом реальных температурных режимов эксплуатации отсутствуют.

Какими показателями качества ПБВ необходимо дополнить (регламентировать) новую редакцию нормативно-технического документа и почему?

С нашей точки зрения необходимо рассмотреть вопросы и назначить требования к показателям однородности ПБВ. Метод «Стеклянной палочки» хорош только для лабораторных проб, но никак не для многотоннажных, полученных в производственных условиях.

Большое значение приобретает показатель оценки устойчивости (стабильности) ПБВ при транспортировании и хранении. Конечно, актуален показатель степени старения в условиях воздействия температуры и кислорода воздуха на тонкую пленку ПБВ.

Каким, на Ваш взгляд, показателям качества должны соответствовать полимерно-битумные вяжущие? Насколько продукция вашей компании отвечает этим требованиям?

Как и всякий материал ПБВ должно отвечать требованиям исходя из реальных условий эксплуатации асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Только необходимо учитывать, что установление требований в зависимости от существующих на сегодняшний день дорожно-климатических зон недопустимо.

В СТО АВТОДОР 2.6-2013 запрещено использовать в составе ПБВ пластификатор в виде индустриального масла. Существует ли технологическая возможность получения ПБВ без пластификаторов с высокими значениями температуры размягчения (больше 65) и низкими значениями температуры хрупкости (минус 25 - минус 30)?

П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум»): -  Известно, что нефтяные дорожные битумы, являющиеся основой ПБВ по ГОСТ Р 52056, являются коллоидной системой, устойчивость которой  может быть действительно  нарушена при добавлении к ним индустриального масла, ухудшая тем самым стабильность исходного продукта.

Производство ПБВ Альфабит осуществляется с использованием битумной основы специально подобранного углеводородного состава со сбалансированным содержанием асфальтенов, ароматических масел и смол. Высокое содержание парафино-нафтеновых  углеводородов в данной битумной основе, совместно с подобранным комплексом  полимеров-модификаторов, позволяет получать ПБВ Альфабит  с  повышенными низкотемпературными характеристиками.  Следует отметить, что получение битумной основы требуемого состава, имеющего высокую совместимость с полимерами, возможно только лишь с применением продуктов нефтепереработки.

О.Н. Киндеев (НП «РОСБИТУМ», «Рубитрон Трэйд»): - В СТО АВТОДОР 2.6-2013 запрещено использовать в составе ПБВ пластификатор в виде индустриального масла. Существует ли технологическая возможность получения ПБВ без пластификаторов с высокими значениями температуры размягчения (больше 65) и низкими значениями температуры хрупкости (минус 25 - минус 30)?

В нашей компании отработана технология производства ПБВ без пластификаторов, с высокими показателями КиШ и Тхр. Важными и даже необходимыми компонентами успешного производства качественного полимерного вяжущего, без сомнения являются и блок подготовки сырья с поточными массамерами и полностью автоматизированная система производства, а также полностью оснащённая лаборатория и квалифицированный персонал понимающий процессы нефтепереработки.

Весь ассортимент наших продуктов проходит испытания по EN 13399 на стабильность при хранении. Мы можем гарантировать, что наш продукт не будет расслаиваться 3-е суток.

А.В. Коротков (ООО «Газпромнефть – Битумные материалы): - Возможность оперативного подбора рецептур ПБВ под особые требования потребителя является своеобразным «знаком качества», характеризующим опыт производителя, его производственные возможности и технологическую оснащенность. Важное значение для получения продукта с заданными свойствами имеет сырьевая база. И в этом существенное преимущество у производства модифицированных вяжущих на площадках НПЗ, позволяющих подобрать требуемое сырье для выпуска ПБВ с учетом даже таких ограничений.

Так, модифицированные вяжущие производства «Газпром нефти» полностью отвечают  всем требованиям СТО АВТОДОР 2.6-2013. Сегодня у нас наработана обширная рецептурная база и опыт подбора составов для получения «особых» ПБВ с широким интервалом показателей качества.

Э.А. Сандлер (ООО «Предприятие «Дорос»): - В качестве пластификатора, действительно, не стоит использовать индустриальное масло, поскольку оно всплывает потом  на поверхность дороги, ещё и увлекая с собой часть битума. А это уже опасно для  движущихся по дороге  автомобилей.  Можно подобрать пластификаторы, близкие по плотности к плотности битума, например, некоторые вакуумные погоны процесса ректификации нефти или тяжёлый газойль, образующийся в  процессе  каталитического крекинга  вакуумного газойля.  Можно производить и применять ПБВ без  пластификаторов. Для обеспечения высокой температуры размягчения и низкой температуры хрупкости при производстве ПБВ нужно использовать менее окисленный, а значит более  пластичный битум  и вовлекать  в него большее количество СБС полимеров.

Г.Б. Старков (ООО «СТРОЙСЕРВИС»): - В СТО АВТОДОР 2.6-2013 запрещено использовать в составе ПБВ пластификатор в виде индустриального масла. Существует ли технологическая возможность получения ПБВ без пластификаторов с высокими значениями температуры размягчения (больше 65) и низкими значениями температуры хрупкости (минус 25 - минус 30)?

Запрещение применения индустриального масла в ПБВ вполне закономерно. Получение ПБВ с температурой размягчения больше 650С вполне возможно. При этом необходимо использование битумов с марочной вязкостью 200-300мм-1. Да и получение ПБВ с температурой хрупкости до – 300С вполне возможно при данных условиях. Однако температурные режимы работы асфальтобетонных покрытий в Российской Федерации значительно шире. Поэтому применение пластификаторов требуемого качества вполне оправдано.

Какие технологии вы применяете при транспортировке вяжущих на дальние расстояния с целью сохранения их свойств? И каково максимальное время транспортирования и хранения вяжущего в горячем состоянии?

П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум»): - ПБВ Альфабит поставляется как в горячем, так и в холодном виде. Наличие специальных добавок в ПБВ Альфабит, препятствующих старению, позволяет расширить срок хранения в горячем виде без потери качества до 10 дней со дня изготовления, указанного в паспорте на продукцию. Основные ограничения относительно поставок ПБВ Альфабит на дальние расстояния связаны с техническими возможностями транспортных средств, задействованных при транспортировке, и составляют, согласно нашему опыту, до 2200 км (или до 4 суток). Поставки ПБВ Альфабит осуществляются также и в фасованном виде, что позволяет доставить продукт на отдалённые объекты.

О.Н. Киндеев (НП «РОСБИТУМ», «Рубитрон Трэйд»): - 4. Какие технологии вы применяете при транспортировке вяжущих на дальние расстояния с целью сохранения их свойств? Один из наиболее перспективных способов транспортировки ПБВ на расстояния более 2000км. является отгрузка в твердом виде. А отсутствие в России качественных теплоизолированных ж/д цистерн и широкой сети современных терминалов по приему, перевалке и хранению битума и ПБВ без потери его качества вынудило нас заняться поиском эффективного решения в области логистики холодного фасованного битума. Но необходимо данный процесс поставки, хранения и разогрева сделать удобным, эффективным, позволяющим экономить на капитальных затратах, экологически безопасным при разогреве, и с минимальными затратами на утилизацию.   Для этого нашей компанией был разработано и предложен на рынке решение по упаковке позволяющее клиенту хранить в три яруса, тем самым сократить свои затраты на хранение. Сократить затраты на утилизацию, т.к. в нашей упаковке утилизируется всего 3 кг. бумаги (это внутренний вкладыш). А система плавления позволяет разогревать от 10т. до 20т. в час. При этом технология производства ПБВ допускает плавный неоднократный разогрев без последующего расслоения и потерь в качестве.

И каково максимальное время транспортирования и хранения вяжущего в горячем состоянии?

Дальность поставки ПБВ в горячем виде может быть ограниченна рядом факторами:

А. Температура остывания ПБВ. Этот показатель зависит от того насколько качественно выполнена теплоизоляция заводом изготовителем полуприцепов цистерн, температурой налива ПБВ в битумовоз при загрузке на заводе производителе. Также не стоит забывать, что рекомендуемая температура слива ПБВ не ниже 110° из-за вязкости продукта, тогда как традиционный БНД  имеет температуру текучести 90°. Из нашей практики с учетом, того, что мы используем современные битумовозы, дальность поставки составляла до 2000км.

Б. Стоимость перевозок битумовозами.

В. У большинства производителей отсутствует современные технологии производства ПБВ. Что приводит к расслоению продукта при доставке и хранении. Я бы вообще такой продукт не называл ПБВ.

А.В. Коротков (ООО «Газпромнефть – Битумные материалы): - Оптимальным вариантом для транспортировки на дальние расстояния, а также для длительного хранения является применение различных видов фасовки. На Омском НПЗ и Рязанском заводе битумных материалов «Газпром нефти» уже несколько лет успешно происходит затаривание битумных вяжущих в однотоннажные контейнеры типа «Кловертейнер». Такой вид фасовки позволяет хранить в холодном виде битум и ПБВ длительное время без потери качества, а форма упаковки позволяет оптимизировать процесс хранения на ограниченных площадях.

Также в практике «Газпром нефти» есть опыт транспортировки полимерно-битумных вяжущих на расстояния, превышающие 2000 км, и сроками поставки более 2 суток. По результатам приемки полимерно-битумного вяжущего «Газпром нефти» потребителями было отмечено полное соответствие продукта заявленной марке.

Сохраняются эксплуатационные характеристики вяжущего при длительных транспортировках и хранении у ПМБ G-Way Styrelf благодаря специальному компоненту PAXL (эксклюзивная разработка французского концерна Total) - который способствует образованию дополнительных химических связей на молекулярном уровне и помимо технических преимуществ позволяет обеспечить высокую однородность и стабильность свойств модифицированного вяжущего.

Г.Б. Старков (ООО «СТРОЙСЕРВИС»): - Наш опыт показывает, что транспортирование ПБВ автоцистернами на расстояния до 1500км вполне реально. Но необходимо выполнение определенных условий. Во-первых, хорошая тепловая изоляция автоцистерн. Во-вторых, возможность при необходимости подогрева ПБВ и перемешивании его в процессе перевозки.

При хранении вяжущего длительное время (до 3 суток) рабочие котлы должны оборудоваться узлами принудительного перемешивания и автоматическими системами поддержания температуры. 

Какие особенности эксплуатации дорог на территории следует учитывать при производстве перспективных покрытий? Каковы перспективы развития рынка ПБВ в Российской Федерации в ближайшие 5-10 лет?

П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум»): - Значительное увеличение интенсивности дорожного движения, максимальной нагрузки на ось автомобиля и переход на одиночные шины негативно влияют на дорожное покрытие, это обусловливает необходимость применения дорожно-строительных материалов, которые позволяют  увеличить сроки бездефектной службы покрытий как на вновь построенных, так и на реконструированных и отремонтированных дорогах. Кроме того, необходимы мероприятия, позволяющие обеспечить прочность, надежность дорожного покрытия, комфорт и безопасность движения. Обеспечение таких требований напрямую зависит от ключевой составляющей дорожного покрытия – битумного вяжущего. На наш взгляд, именно использование полимерно-битумного вяжущих, в частности ПБВ Альфабит,  позволит помочь решить большинство проблем качества дорожных одежд.

О.Н. Киндеев (НП «РОСБИТУМ», «Рубитрон Трэйд»): - Интенсивность движения, климатические условия, особенности инертных материалов.

А.В. Коротков (ООО «Газпромнефть – Битумные материалы): - Благодаря последовательной политике регуляторов в лице Федерального дорожного агентства и государственной компании «Автодор» происходит активное внедрение современных технологий и модифицированных битумов в дорожном строительстве. Ежегодно отмечается рост производства и потребления инновационных вяжущих и ожидается, что к 2020 году объем потребления ПБВ достигнет 400-500 тыс. тонн в год, что соответствует европейскому уровню потребления битумных материалов – около 10% от общего объема производства традиционных битумов.

Э.А. Сандлер (ООО «Предприятие «Дорос»): - Рынок  ПБВ  в России только начал развиваться (пока меньше 5% от всего используемого для дорожного строительства битума). Это в разы меньше, чем в странах Европы. Но накоплен производственный опыт, есть материалы достойного качества. Дело за  политико-экономическим решением нашего правительства.

Г.Б. Старков (ООО «СТРОЙСЕРВИС»): - Считаю, что в связи с возрастанием нагрузок на дорожные конструкции применение ПБВ в ближайшее время перспективно. Возможно, появятся гибридные вяжущие на основе ПБВ с полимерами других классов. Перспектива применения ПБВ зависит и от применения новых технологий. Например, устройства тонкослойных покрытий методом «НОВОЧИП». Следует рассмотреть вопросы применения ПБВ в нижних слоях покрытий. Данное предложение основывается на том, что максимальные сдвигающие напряжения в асфальтобетонных слоях, прочно связанных между собою, образуются на глубине 7-8 см, а это область работы уже нижнего слоя асфальтобетона.

Источник: «Мир Дорог», апрель 2016