Круглый стол: качество битума

Источник: «Мир дорог», март 2016
НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЛИ:
П.В. Стержанов, генеральный директор, ООО «РН-Битум»;
А.Г. Бруснин, начальник цеха по производству битумов, гидроизоляционных и кровельных материалов, ООО «КИНЕФ»;
С.И. Саблин, председатель правления НП «РОСБИТУМ».
Какие битумные материалы и по какой технологии вы выпускаете? Что в технологической цепочке является неоспоримыми плюсами и как модернизировано производство? Что появилось нового?
П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум») - НК «Роснефть», как лидер российской нефтепереработки, производит практически все востребованные битумные материалы, в том числе улучшенные марки дорожных битумов, соответствующие, например, требованиям стандарта ГК «Автодор», а также полимерно-битумные вяжущие под брендом Альфабит.
В настоящее время мы реализуем проекты модернизации битумного производства на ряде НПЗ, нацеленные на дальнейшее повышение эксплуатационных характеристик и расширение марочного ассортимента битумных материалов, в том числе по выпуску продукции в соответствии с новым межгосударственным стандартом. В рамках модернизации реализуется обновление емкостного парка для подготовки битумного сырья, проводится оптимизация режимов процесса окисления, а также автоматизация всех технологических процессов.
А. Г. Бруснин (ООО «КИНЕФ») — На битумном производстве ООО «КИНЕФ» вырабатываются:
- битумы БН КГМ, используемые в качестве компонента для приготовления битумно-полимерных смесей в процессе изготовления рулонных гидроизоляционных и кровельных материалов;
- дорожные битумы БНД по ГОСТ 22245–90;
- битумы дорожные улучшенные из западносибирских нефтей БДУС по ТУ 0256–096–00151807–97, имеющие сертификат соответствия европейскому стандарту EN 12591/
С началом сезона 2016 г. планируется к постановке на производство битумов по ГОСТ 33133–2014. Проведенные в 2015 г. опытно-промышленные испытания подтвердили возможность производства этих битумов на установках ООО «КИНЕФ». Технологическая схема битумного производства классическая-непрерывное окисление в аппаратах колонного типа. Задачей на ближайшее время является замена на более высоко- эффективные поточные смесители как на стадии подготовки сырья, так и в процессе приготовления компаундированного товарного продукта.
С. И. Саблин (НП «РОСБИТУМ») — С 1 октября 2015 года в рамках ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» вступил действие с правом опережающего применения ГОСТ 33133–2014 «Межгосударственный стандарт. Автомобильные дороги общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия». ГОСТ 22245–90 действует одновременно с ГОСТ 33133–2014 в рамках переходного периода до 01 сентября 2016 года. СТО на Битумы нефтяные дорожные вязкие при качественных показателях выше требований ГОСТ 33133–2014. При сложившемся региональном дисбалансе спроса и производства битумов, различного сырья для переработки и различного набора технологических процессов на предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли, постановка на производство битумов должна осуществляться по ГОСТ 33133–2014 по всей номенклатурной линейке, вне зависимости от региона дислокации производства и на всех НПЗ:
ВИНК | Битумное производство НПЗ |
ОАО «НК «Роснефть» | АО «Сызранский НПЗ» АО «Новокуйбышевский НПЗ» АО «Ачинский НПЗ ВНК» АО «Ангарская НХК» АО «Рязанская НПК» ПАО «Саратовский НПЗ» |
ПАО «АНК «Башнефть» | Филиал Башнефть-Новойл Филиал Башнефть-Уфанефтехим |
ПАО «ЛУКОЙЛ» | ООО «ЛУКОЙЛ Волгограднефтепереработка» ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтинский НПЗ» |
ОАО «Сургутнефтегаз» | ООО «Киришинефтеоргсинтез» |
ПАО «Газпром нефть» | ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ» АО «Газпромнефть-МНПЗ» |
ОАО «Газпром нефтехим Салават» | |
ОАО «ТАИФ-НК» | |
ЗАО «ФортеИнвест» | ОАО «Орскнефтеоргсинтез» |
АО «ННК» | АО «Хабаровский НПЗ» |
ОАО «НГК «Славнефть» | ОАО «Славнефть — ЯНОС» |
ОАО «Новошахтинский ЗНП» |
Паспортизация битумов на НПЗ по всему перечню Показателей (как основных, так дополнительных), область аккредитации лабораторий НПЗ включает все методы определения показателей в соответствии с ГОСТ 33133–2014. Получатель принимает битум по качественным показателям на соответствие Паспорту производителя (НПЗ, терминал и т.д.) в соответствии с: Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7) (с изменениями, внесенными постановлениями Госарбитража СССР от 29 декабря 1973 г. N 81 и от 14 ноября 1974 г. N 98), а именно: «…14. Приемка продукции по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т. п.) …» ГОСТ 33133–2014 «Межгосударственный стандарт. Автомобильные дороги общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия», а именно: «8.1 Битумы принимают партиями. Партией считают однородное по физико-химическим показателям количество битума, соответствующее размеру расходной емкости битумного производства, объемом от 80 до 400 м3 и сопровождают единым документом о качестве».
В чем основные особенности и преимущества ваших битумных материалов?
П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум») - Одной из наших основных задач является работа над повышением эксплуатационных характеристик самих битумных материалов, и предложением дополнительных сервисов, востребованных нашими покупателями. В прошлом году мы внедрили и активно развиваем функцию технического сопровождения продаж, которая помогает клиенту подобрать наиболее подходящее вяжущее для каждого конкретного объекта.
В сотрудничестве с нашим корпоративным НИИ мы оптимизируем существующие технологии получения битумов для возможности производства продукции, удовлетворяющей требованиям нового ГОСТ 33133-2014. В этом году мы планируем коммерциализировать две новые марки на ряде наших НПЗ в соответствии с новым стандартом - БНД 50/70 и 70/100.
Одной их важных задач для нас является развитие направления полимерно-битумных вяжущих – здесь мы делаем акцент на производстве материалов, работающих на конкретном сооружении со своими климатическими и эксплуатационными особенностями под заказ конкретного клиента. В рамках существующих нормативов мы подбираем такое соотношение основных параметров, которое гарантирует заказчику большую долговечность покрытия, конечно, при соответствующем соблюдении технологии переработки и последующей укладки асфальта.
А. Г. Бруснин (ООО «КИНЕФ») — На мой взгляд, качество битумов, вырабатываемых из одной и той же западносибирской нефти, принципиально мало, чем отличается друг от друга.
С. И. Саблин (НП «РОСБИТУМ») — Подтверждение производителем качества битума в соответствии с ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» на дорожно-строительные материалы, в Перечень включены битумы нефтяные дорожные вязкие, установлено подтверждение соответствия в форме Декларирования соответствия.
Какие решения позволяют минимизировать негативные процессы, возникающие при хранении и транспортировке битумных материалов?
П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум») - Сохранение качества при транспортировке и хранении, особенно в зимний период является важной задачей как для нас, так и для наших потребителей.
В части сохранения качества продукции при транспортировке мы работаем по нескольким направлениям. Так в прошлом году мы внедрили Программу единых технических требований к битумовозам для всех транспортных средств, заезжающих на НПЗ НК «Роснефть». Это позволило не допускать налива битума в транспортные средства, не соответствующие нормам безопасности.
Совместно с нашими официальными дистрибьюторами мы запланировали брендирование тех транспортных средств, которые отвечают всем требованиям к перевозке битумов. Это позволит визуально отличить такие специализированные транспортные средства, в которых обеспечиваются условия перевозки наших битумных материалов с сохранением всех качественных характеристик.
Для того, чтобы исключить вероятность смешения битумов разных партий – зимних и летних, что сильно сказывается на качестве материала, «Роснефть Битум» активно привлекает точки перевалки и зимнего хранения. При этом, обязательным условием использования терминала является внедрение системы паспортизации с соответствующим отбором арбитражных проб. Наилучших результатов мы добились на Сальском битумном терминале в Ростовской области. Практику Сальского терминала мы планируем перенести также и на наши терминалы в других регионах.
А. Г. Бруснин (ООО «КИНЕФ») — В идеальном случае решить проблему может построение четкой логистической цепочки: производитель битума-перевозчик-АБЗ-укладчик асфальта с определением объемов, графиков производства и доставки битумов. Это требует тесных контактов всех участников процесса. На сегодняшний день производитель битума чаще всего не знаком с потребителем. Хранение битума в затаренном виде позволяет существенно увеличить сроки хранения продукта без ущерба его качеству. Сокращение плеча перевозок. Использование только специально подготовленного транспорта.
С. И. Саблин (НП «РОСБИТУМ») — Выполнение требований НТД:
1. по температурно-временным показателям работы с битумами:
СП 78.13330.2012 Cвод правил. Автомобильные дороги актуализированная редакция СНиП 3.06.03–85:
12.2.2 Битум, нагретый до рабочей температуры, следует использовать в течение 5 ч. При необходимости более длительного хранения температуру вязкого битума необходимо снизить до 80 °C, жидкого — до 60 °C и хранить не более 12 ч. Транспортирование и хранение ПБВ следует осуществлять по ГОСТ Р 52056.
12.2.3 Температура вяжущего, щебня, песка и асфальтобетонной смеси должна соответствовать указанной в таблице:
Межгосударственный стандарт. ГОСТ 33133–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования»:
10 Транспортирование и хранение.
10.1 Транспортирование и хранение битумов осуществляют по ГОСТ 1510, температура битума при транспортировке и хранении не должна превышать 160˚С.
ГОСТ Р 52056–2003 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия.»:
7 Транспортирование и хранение.
7.2 Температура нагрева ПБВ при транспортировании и хранении не должна превышать 160 °C.
2. Битумы, выпускаемые с хранения (накопления, перевалки), паспортизуются как на битумном производстве. Протокол по итогам пятой Международной конференции «Полимерно-битумные вяжущие в дорожном строительстве», г. Москва, 27 марта 2015 года.
«…8.Отмечено увеличение, как по численности, так и по объемам хранения битума, битумных терминалов в регионах интенсивного потребления битумов, позволяющих сгладить сезонность битумного потребления, произвести усреднение и доведение качественных показателей битума до дорожно-климатических требований региона потребления;
9. Показана необходимость производить отпуск битума с терминалов с приложением паспортов качества». Письмо Заместителя Руководителя ФДА (Росавтодор) И. Г. Астахова от 05.07.2015 года № 01–28/20211 Начальникам подведомственных казенных учреждений.
«…следует обращать особое внимание на соответствие поставляемого битума требованиям нормативно-технической документации. А именно, на наличие паспорта качества на битумные материалы, отгруженные с «зимнего хранения», выданного аккредитованной лабораторией организации (терминала), осуществляющей их хранение (отгрузку), …».
Какие показатели качества битума необходимо оценивать и почему? Как сейчас регламентируется качество вяжущего в нормативных документах? Что необходимо изменить? Ваше мнение о внедрении системы Superpave в России.
П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум») - Показатели физико-механических свойств материала крайне важны, однако не менее важными являются показатели стабильности материала – то есть те показатели, которые гарантируют потребителю сохранение всего комплекса заявленных свойств при транспортировке, хранении и уже в самом асфальтобетоне. Основным показателем является стойкость битумного вяжущего к старению, которая контролируется через динамическую вязкость при 60°С, показатель возрастания вязкости.
Так, например, при производстве битума, соответствующего марке БНДУ 85 по СТО 2.1-2011 ГК «АВТОДОР», мы уделяем особое внимание показателю динамической вязкости при 60°С до и после прогрева, а также коэффициенту возрастания динамической вязкости.
Методика Superpave, пришедшая к нам из США, требует адаптации под климатические особенности различных регионов России, что невозможно без накопления достаточного объема статистической информации. Пока рано говорить о наших ожиданиях, однако мы понимаем, что эффект от внедрения системы сильно зависит от качества совместной работы участников дорожной отрасли.
А. Г. Бруснин (ООО «КИНЕФ») — Известно, что свойства битума в значительной мере зависят от соотношения концентраций различных углеводородных групп в его составе. Например при повышенном содержании парафино-нафтеновой части и моноциклической ароматики, битум будет обладать широким интервалом пластичности и хорошими низкотемпературными свойствами, однако его термостойкость, растяжимость и адгезия к минеральному наполнителю будут снижены. Повышенное содержание смол придает битуму высокую растяжимость, термостойкость и адгезию. Высокое содержание асфальтенов приводит к снижению пластичности, растяжимости, ухудшению низкотемпературных свойств.
При этом термостойкость и адгезионные свойства будут высокими. Определение содержания парафинов в сырье битумного производства и в битуме, безусловно, нужно и полезно. Однако существующая методика предполагает длительный, трудоемкий и весьма неточный анализ. Определение этого показателя для каждой партии выработанного битума практически не представляется возможным. Однако ГОСТ 33133 предусматривает обязательное определение содержания парафинов. Какие-либо экспресс-методы нам неизвестны. На практике для проведения сортировки сырья битумных установок в ООО «КИНЕФ» используется косвенный метод, основанный на ежедневном определении содержания парафинов во фракции 200–320 ºС. Экспериментально определено, что при содержании парафинов в указанной фракции более 20% гудрон, одновременно поступающий на битумные установки, не пригоден для выработки битумов, соответствующих требованиям СТО «АВТОДОР» и ТУ 0256–096–00151807–97. К сожалению, только за последние три года содержание парафинов во фракции 200–320 ºС выросло с 17–18% до 21–22%, и эта тенденция сохраняется. Факт постоянно растущего содержания парафинов в нефти должен учитываться при разработке нормативных документов, определяющих качество битумов. При оценке качества битумов, на мой взгляд, больше должны использоваться показатели, характеризующие их поведение в составе и асфальтобетонной смеси, такие, как динамическая вязкость, сдвиговая устойчивость, термостабильность.
С. И. Саблин (НП «РОСБИТУМ») — Межгосударственный стандарт. ГОСТ 33133–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие.
Технические требования»;
ГОСТ Р 52056–2003 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия.»
ГОСТ 22245–90 действует одновременно с ГОСТ 33133–2014 в рамках переходного периода до 01 сентября 2016 года.
Предложения: Ходатайствовать о включении в ТР ТС 014/2011 ГОСТ Р 52056–2003 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия».
Система Superpave в России — это НТД на битумные вяжущие, исходя из дорожно-климатических требований регионов строительства, капремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования. Это полностью соответствует мировой практике, где производство и применение вяжущих материалов ориентировано на регионы применения. А также битумное производство является одним из основных направлений нефтепереработки. Для внедрения системы Superpave необходимо Минтрансу РФ, Минэнерго РФ и НП РОСБИТУМ совместно выполнить поручение заместителя председателя правительства Российской Федерации № ИС-П9–2502 от 02.05.2012 г. «О разработке программы развития и оптимального размещения мощностей по производству нефтяных дорожных битумов и полимерно-битумных вяжущих на территории Российской Федерации».
5. Какие перспективы производства битумных материалов вы видите? Какие способы улучшения качества являются сегодня актуальными? Как влияет существующая стратегия дорожной отрасли на развитие битумного направления?
П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум») - В части производства битумов – это переход от количества к качеству - то есть оптимизация, развитие, а возможно и создание инновационных производственных технологий, гарантирующих качество и технологичность как текущих, так и новых битумных материалов. Активное развитие дорожной отрасли с ужесточением требований к качеству материалов ставит перед нами достаточно амбициозные задачи, которые мы решаем совместно с основными заказчиками.
А. Г. Бруснин (ООО «КИНЕФ») — При постоянно изменяющемся качестве нефти становятся актуальными:
- сортировка сырья;
- оснащение установок блоками подготовки сырья и компаундирования при приготовлении товарной продукции;
- поиск экспресс-методов определения содержания парафинов в гудроне (нефти).
Безусловно, будущее — за модифицированными битумами.
С. И. Саблин (НП «РОСБИТУМ») — Современное развитие нефтепереработки в Российской Федерации ориентировано на выпуск светлых нефтепродуктов. Создание в РФ государственной битумной нефтеперерабатывающей компании — это целевое и качественное производство вяжущих, что особенно актуально, в регионах их применения, и максимально отражает основные направления существующей стратегии дорожной отрасли.