Круглый стол: ПБВ
Источник: журнал "Мир Дорог", апрель 2018
На вопросы отвечали:
П.В. Стержанов, генеральный директор, ООО «РН-Битум»;
Н.В. Зубов, начальник отдела нормативно-технического обеспечения продукции,
ООО «Газпромнефть-Битумные материалы»;
Г.Л. Ижорин, к.т.н., начальник дорожной лаборатории,
ОАО «Котласский химический завод»;
А.В. Колос, генеральный директор, ООО ГК «ТЕХНОБИТ»;
А.И. Смыковский, к.т.н., заместитель директора, ГП «БелдорНИИ».
1. Какие полимерно-битумные вяжущие вы предлагаете, как они меняют свойства асфальтобетонной смеси и асфальтобетона?
П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум») - ООО «РН-Битум» производит ПБВ различных марок – от базовых ПБВ 40, ПБВ 60, ПБВ 90 по ГОСТ Р 52056 до специальных - ПБВ Альфабит Аэро и Мост по разработанному Обществом стандарту СТО 48355631-002-2016.
ПБВ Альфабит зарекомендовало себя как высококачественное полимерно-битумное вяжущее, которое разрабатывается для каждого отдельного региона страны с учетом местных климатических условий, видов транспортных нагрузок, а также интенсивности дорожного движения.
Специальные марки ПБВ Альфабит имеют повышенные эксплуатационные характеристики для решения конкретных практических задач в разных сегментах мостового и аэродромного строительства. Высокие требования по теплостойкости и трещиностойкости, устойчивости к старению и расслоению, а в случае ПБВ Альфабит Аэро еще и повышенную устойчивость к различным противогололедным и противообледенительным реагентам обеспечат не только надежность и долговечность конструкций, т.е их расчетный срок службы, но и требования безопасности движения.
ПБВ Альфабит Мост рекомендуем использовать для приготовления асфальтобетонных смесей, применяемых на объектах с высокими сдвиговыми нагрузками и вибрациями, т.е. на мостах, эстакадах, транспортных развязках, а ПБВ Альфабит Аэро - для смесей на объектах с экстремальными ударными нагрузками: на взлетно-посадочных полосах, рулежных дорожках, местах стоянок бизнес-авиации.
В 2017 году для строительства опытно-экспериментальных участков на объектах Государственной Компании «Автодор» были разработаны вяжущие марки ПМБ 50/70-72/22 соответствующие требованиям стандарта ГК «Автодор» СТО АВТОДОР 2.30-2016 «Полимерно-модифицированные битумы. Технические условия».
В 2017 году линейка инновационных высокотехнологичных битумных продуктов компании ООО “РН-Битум» пополнилась битумными вяжущими согласно новой PG классификации по ПНСТ 85-2016 «Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом температурного диапазона эксплуатации». Были выпущены следующие марки: PG 64-34, PG 64-40, PG 70-28, PG 70-34, PG 76-34, PG 82-28.
Н.В. Зубов (ООО «Газпромнефть-Битумные материалы») - Номенклатурная линейка производимых компанией «Газпромнефть-Битумные материалы» полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) весьма обширна. Мы можем предложить потребителям ПБВ как соответствующие ГОСТ Р 52056, так и ПНСТ 85-2016 по которому учитываются климатические особенности региона применения вяжущих. Также модифицированные битумные вяжущие «Газпром нефти» сертифицированы по европейскому EN 14023:2010 для зарубежного рынка.
Повысить надежность асфальтобетонного покрытия и увеличить межремонтный срок эксплуатации автомобильных дорог до 12 лет возможно, в том числе, путем повышения требований к качеству используемых материалов. ПБВ значительно улучшают стойкость асфальтобетонов к пластическому колееобразованию, а также повышают устойчивость к образованию колеи износа от воздействия шипованных шин, что особенно важно в северных регионах нашей страны. Правильно подобранный состав асфальтобетонной смеси с применением модифицированных вяжущих позволяет значительно увеличить срок службы дорожного покрытия.
А.В. Колос (ООО ГК «ТЕХНОБИТ») – ГРУППА КОМПАНИЙ «ТЕХНОБИТ» производит различные виды ПБВ, имея в виду не только марки по ГОСТ, но и по виду полимера – экструзия позволяет легко перерабатывать разные марки СБС (радиальные, линейные, с винильными блоками и т.п.), реактивные полимеры типа Элвалой, полиолефины и т.д..
Основные производимые нами марки ПБВ по ГОСТ Р 52056, это ПБВ 40, ПБВ 60, ПБВ 90, специальные марки разработанные по стандарту организации СТО-94108962-001–2016 с повышенными характеристиками, это ТЕХНОБИТ ПБВ 40, ТЕХНОБИТ ПБВ 60, ТЕХНОБИТ ПБВ 90, а также по европейскому стандарту EN14023, это TECHNOBIT 25/55-60, TECHNOBIT 25/55-65, TECHNOBIT 45/80-55, TECHNOBIT 45/80-65, TECHNOBIT 65/105-60.
Специальные марки ТЕХНОБИТ характеризуется очень высокой эластичностью, высокими температурами размягчения и отличными низкотемпературными характеристиками.
Благодаря высокой температуре размягчения и высокой степени модификации, марки TECHNOBIT могут быть использованы в местах, где требуется высокая устойчивость к растяжениям и усталостная прочность в сочетании с очень хорошими низкотемпературными характеристиками.
Чтобы получить дополнительные качественные преимущества, способствуя улучшению прочности асфальтобетонных покрытий, устойчивости к трещинообразованию, колееобразованию и усталости, наша компания может выпускать высокомодифицированный битум с содержание полимера 7-7,5%. Такое высокое содержание полимера приводит к формированию полимерной сетки (полимерной фазы), благодаря которой асфальтобетонная смесь получает неимоверную прочность. Хочу акцентировать, что также наше оборудование позволяет производить полимерно-битумный концентрат с содержанием полимера 25%.
А.И. Смыковский (ГП «БелдорНИИ») – Практика дорожного строительства свидетельствует, что улучшение показателей асфальтобетонных покрытий возможно при помощи модификации асфальтобетона. Одним из возможных вариантов модификации является применение вяжущего на полимере типа СБС (ПБВ). Однако применение ПБВ ограничивается технологическими факторами – невозможностью длительного хранения и специальными требованиями к битумохранилищам, а также ценовым фактором – полимербитум существенно дороже обычного битума. Указанных недостатков лишена инновационная модифицирующая добавка – гранулированное резинобитумное вяжущее, успешный выпуск которой впервые среди стран СНГ был ранее осуществлен в Республике Беларусь.
Резинобитумное вяжущее в гранулах (РБВ-Г) – это комплексный модификатор, предназначенный для улучшения асфальтобетонной смеси в процессе ее приготовления. Он представляет собой гранулированный концентрат резинобитумного вяжущего, полученного по инновационной европейской технологии термо-механическим способом в специальной установке. В качестве модификатора используется активированная мелкодисперсная резиновая крошка. Такая продукция в Европе представлена широко.
Для определения влияния РБВ-Г на свойства асфальтобетона был проведен комплекс исследований. Было установлено, что происходит образование физико-химических связей в вяжущем с созданием армирующей микрорешетки из полимеров каучука, за счет чего повышаются прочностные свойства вяжущего в смеси, улучшается адгезия. А это позволяет в целом существенно улучшить свойства асфальтобетона, увеличить его долговечность.
Таким образом можно определить следующие преимущества использования РБВ-Г.
1. Обеспечивает увеличение срока службы дорожных покрытий в 1,5–2 раза по сравнению со смесями на обычном битуме.
2. Позволяет снизить себестоимость асфальтобетона за счет отказа от применения стабилизирующих добавок и модификаторов на основе полимеров СБС.
3. Не требует существенной модернизации существующих асфальтобетонных заводов.
4. Повышает потребительские качества автомобильных дорог: сцепные качества покрытия, снижает уровень шума и др.
По результатам проведенной работы за период 2012 – 2017 гг. в Беларуси выпущено более 1 млн тонн асфальтобетонных смесей с РБВ-Г.
2. Какие требования предъявляются к технологии приготовления ПБВ (к установкам для модификации битума), нужны ли модифицирующие добавки (пластификаторы, ПАВ, стабилизаторы, антиоксиданты) при приготовлении ПБВ на установках для модификации битума?
П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум») - Оборудование для приготовления ПБВ должно обеспечивать полное растворение СБС-полимеров в битумной основе и получение абсолютно гомогенного продукта в процессе созревания в специальных емкостях, оборудованных перемешивающими устройствами. Особое внимание необходимо уделять температурным режимам производства и хранения ПБВ, чтобы не допустить деструкцию полимера и расслоение готового продукта.
Технология производства ПБВ Альфабит, в отличие от производства стандартных ПБВ, отличается тем, что производство ПБВ Альфабит осуществляется с использованием битумной основы специально подобранного углеводородного состава со сбалансированным содержанием асфальтенов, ароматических масел и смол. Следует отметить, что получение битумной основы требуемого состава, имеющего высокую совместимость с полимерами, возможно только лишь с применением продуктов нефтепереработки.
Н.В. Зубов (ООО «Газпромнефть-Битумные материалы») - Приготовление ПБВ - высокотехнологичный процесс, поэтому и требования, предъявляемые к качеству сырьевых компонентов и конструкциям производственных установок для модификации, достаточно жесткие.
Одними из основных условий подбора рецептур для производства ПБВ является выбор оптимальных модифицирующих добавок и их процентное соотношение, которые позволяют расширить интервал пластичности, улучшить адгезионные свойства и обеспечить однородную структуру.
Накопленный практический опыт специалистов Научно-исследовательского центра (НИЦ*) «Газпром нефти» в сочетании с передовым лабораторным оборудованием позволяют разрабатывать индивидуальные рецептуры ПБВ, которые не только отвечают требованиям стандартов, а обеспечивают именно те характеристики, которые необходимы для получения качественного асфальтобетона с учетом специфики конкретных условий эксплуатации.
*Научно-исследовательский центр (НИЦ) «Газпром нефти» создан в 2016 году на базе Рязанского завода битумных материалов. Сейчас он является крупнейшим и самым технологичным в России.
В его лабораториях можно изучать не только битумы, но и асфальтобетонные смеси, которые готовятся на их основе дорожно-строительными организациями. Такой подход позволяет проводить комплексные исследования и разрабатывать рецептуры материалов, гарантированно способствующие увеличению срока службы дорожного покрытия. Современное оборудование НИЦ дает возможность провести испытания готового продукта и выявить исходные компоненты и их соотношение, что дает возможность восстановить рецептуру асфальтобетонного покрытия и сопоставить ее с технической документацией дорожного проекта.
Также в НИЦ проводятся исследования по методике Superpave, благодаря специальному оборудованию, позволяющему моделировать фактические транспортные нагрузки, интенсивность и характер движения, а также климатические условия различных регионов.
Г.Л. Ижорин (ОАО «Котласский химический завод») – К вопросу об адгезионных добавках
При приготовлении ПБВ на современных окисленных битумах очень важно использовать адгезионные добавки. Без адгезионных добавок получить адгезию к горной породе на уровне 4-5 баллов по ГОСТ 12801-98 п.28 даже на известняках довольно сложно. Битум, как и ПБВ неизбежно содержит в своем составе карбены и карбоиды, попросту говоря – сажу, которая и окрашивает известняк при испытаниях на адгезию кипячением в воде. В окисленных битумах есть окисленные соединения, но либо очень мало, либо вообще отсутствуют жирные кислоты, которые являются анионными ПАВ. Они могли бы обеспечить адгезию хотя бы к основным горным породам типа известняков и габбро.
Кислые и ультракислые граниты составляют значительную часть земной коры, поэтому их широко используют в дорожном строительстве. Адгезия у кислых гранитов к битумным продуктам плохая, а у ультракислых гранитов вообще отсутствует. Только эффективные термостойкие с широким спектром действия адгезионные добавки могут обеспечить хорошую адгезию, а значит водостойкость и длительную водостойкость асфальтобетонных смесей.
Котласский химический завод производит катионные, анионные и амфолитные адгезионные добавки, но для полимерно-битумных вяжущих мы рекомендуем использовать адгезионную добавку Азол 1002. Это термостойкая смесь имидазолинов и амидоаминов улучшающую адгезию битумного вяжущего к кислым и основным горным породам. Азол 1002 - жидкость, пригодная для автоматизированного дозирования, например при помощи установок УАД-1000М производства ОАО «Котласский химзавод». Азол 1002 не теряет свои свойства при температурах приготовления и хранения ПБВ.
К вопросу о пластификаторах
Исходный битум для приготовления ПБВ на конкретном производстве может различаться по своим показателям от одного битумовоза к другому. Поэтому для корректировки показателей готового ПБВ на соответствие требованиям НТД может потребоваться пластификатор.
В настоящее время в продаже имеется множество различных пластификаторов, в основном это полупродукты нефтехимической переработки, содержащие масла, парафины и ароматические соединения.
В дорожном окисленном битуме должно быть не больше 3% парафинов (ГОСТ 33133-2014) При этом не нужно забывать, что большинство восточно- европейских и западно- сибирских нефтей изначально высокопарафинистые. Нефтеперерабатывающие предприятия не информируют дорожников о групповом составе битума в каждой партии – битумовозе и введение дополнительных масел и парафинов с пластификатором может ухудшить и без того не самые хорошие свойства наших окисленных битумов.
На каждом тюбике с бытовым клеем написано «обезжирить склеиваемые поверхности», а при неправильном выборе пластификатора мы можем добавить в ПБВ лишнее минеральное масло и парафины, тем самым ухудшая «клеящие» свойства ПБВ.
Применение в качестве пластификаторов ароматических соединений с целью ускорения растворения полимера ДСТ в битуме не совсем понятно. В ДСТ – дивинилстирольном термопласте всего 30% бензольных ядер, значит добавляя в битум 2-3% ДСТ, добавляем 1% бензольных ядер, которые легко растворяются в большинстве углеводородов, даже не ароматических.
Котласский химический завод производит пластификатор для ПБВ Азол 1011, который совершенно не содержит минеральных масел и парафинов, а только низкомолекулярные смолы природного происхождения, которые легко совмещается с нефтяными битумами, полимерами, адгезионными и другими добавками. Азол 1011 - вязкая жидкость, для перекачивания из 200л бочки требует подогрева до 25-30°С. Подогрев бочек с пластификатором Азол 1011 легко осуществляется нагревателями бочек производства ОАО КХЗ.
За более чем 6 лет промышленного применения в дорожной отрасли Азол 1011, а это не менее 1000 т пластификатора ежегодно, не было ни одного случая получения не качественного ПБВ по вине пластификатора.
К вопросу об антиоксидантах
Пластификатор ОАО КХЗ Азол 1002 и Азол 1011 частично выполняет функцию антиоксиданта ПБВ. Об этом говорят результаты испытаний на старение по медоду RTFOT.
Однако мы считаем, что самый лучший, дешевый и доступный способ избежать окислительных процессов при производстве, хранении и перевозке ПБВ это исключить попадание воздуха в массу битумного вяжущего на всех этапах этих процессов.
А.В. Колос (ООО ГК «ТЕХНОБИТ») – С точки зрения нашего оборудования хочу отметить, что применение пластификатора хотя бы в очень малых количествах все же необходимо. Полный отказ от его использования приведет к существенному снижению производительности при использовании стандартных марок дорожного битума в качестве сырья. Практика показывает, что речь об отказе от использования пластификатора не идет, более того, потребность в пластифицирующих добавках большая и все время идет поиск оптимальных продуктов, которые можно было бы использовать в этом качестве. ПБВ, это трехкомпонентный материал, состоящий из битума, полимера и пластификатора. Относительно применения стабилизаторов и антиоксидантов, можно обсуждать в контексте длительного хранения, транспортировки при высокой температуре. Мы же являемся сторонниками максимального сокращения времени прохождения полимером пути от порошка до асфальтобетона, в связи с чем наша компания готова принять участие в крупных строительных проектах и расположить свое оборудование по производству модифицированного битума непосредственно на площадке с АБЗ.
3. Меняются ли свойства ПБВ при хранении, транспортировке и повторном
нагреве, какова совместимость ПБВ с адгезионными и другими добавками, применяемыми при изготовлении асфальтобетонных смесей?
П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум») - ПБВ и ПБВ Альфабит поставляются как в горячем, так и в холодном виде. При повторном нагреве важно обеспечить поэтапное повышение температуры нагрева, исключающее локальный перегрев вяжущего.
Под воздействием высоких температур ускоряются процессы старения битумных вяжущих, что приводит к ухудшению их эксплуатационных свойств. Применение специальных добавок в ПБВ Альфабит препятствует и замедляет старение продукта, что позволяет расширить срок его хранения в горячем виде без потери качества до нескольких суток.
Рекомендуется, после длительного хранения ПБВ производить перемешивание продукта специальными устройствами, например, лопастными или боковыми мешалками.
Наличие адгезионных добавок в составе ПБВ Альфабит обеспечивает высокие адгезионные свойства последнего с каменными материалами кислых пород.
Н.В. Зубов (ООО «Газпромнефть-Битумные материалы») - Модифицированный битум также и как базовый дорожный подвергается окислению под воздействием высоких температур в течение определенного периода времени, и полностью исключить процесс окисления невозможно. Но можно минимизировать этот процесс – для этого необходимо четко соблюдать требования и рекомендации по температурным режимам хранения, транспортировки и повторного нагрева вяжущего.
Лабораторный анализ с использованием метода старения в тонкой пленке (RTFOT) позволяет оценить изменение свойств ПБВ в период от приготовления вяжущего до момента устройства асфальтобетонного покрытия.
Введение в состав ПБВ любого дополнительного компонента должно быть обосновано и целесообразно. Например, при оценке совместимости ПБВ с адгезионными добавками стоит учитывать технологию работы адгезива, чтобы понимать в какой момент технологического процесса необходимо ее вводить для достижения наибольшей эффективности. Однако, не стоит забывать при этом и про экономический эффект.
Г.Л. Ижорин (ОАО «Котласский химический завод») – К вопросу о хранении ПБВ.
В конце апреля 2012 г. мы участвовали в пуско-наладке крупного производства ПБВ ООО «Гелика Финанс» в Рязанской области, г. Шилово. Производство было организовано в горизонтальном емкостном аппарате с масляным обогревом объемом 50 м. куб. изготовленном из ж/д цистерны. В верхней части, равномерно по длине емкости, были смонтированы две мешалки с частотой вращения около 600 об/мин. В течении 6-ти часов перемешивания и прохода через коллоидную мельницу при температуре около 180 °С было приготовлено 30 тонн ПБВ60 по ГОСТ Р 52056-2003 с использованием битума БНД 90/130, корейского ДСТ LUPRENE линейной структуры, адгезионной добавки Азол 1002 в количестве 0,5% и пластификатора, не содержащего минеральных масел и парафинов Азол 1011.
Продать первую партию, приготовленную в апреле сразу не получилось т.к. не было торгов на асфальтобетонные смеси, приготовленные с использованием ПБВ 60, поэтому его оставили в реакторе и отключили подогрев. Через месяц хранения в реакторе, оборудованном теплоизоляцией, после поступления заказа, был включен подогрев, ПБВ 60 тщательно перемешали и проверили на соответствие ГОСТ Р 52056-2003. Продукт не вышел из требований НТД, даже не потребовалось корректировать рецептуру. С 2012г это предприятие ежегодно производит более 1500 тонн ПБВ 60 по такой простой и надежной технологии.
Хранение ПБВ в емкостях оборудованных подогревом и перемешивающими устройствами не представляет никаких сложностей, если используется адгезионная добавка, выдерживающая длительный нагрев до 180-190 °С и не используются мешалки, вовлекающие воздух в процессе перемешивания. Воздух при температурах свыше 180 °С при попадании в битум вызывает его дальнейшее окисление. Допускается образование небольшой воронки при перемешивании различными мешалками, но без вовлечения воздуха в массу битума.
Кроме того, производство окисленного битума на нефтеперерабатывающих заводах останавливают при температуре продукта 250 °С и более, после чего битум сливают из окислительной колонны, компаундируют и хранят при высоких температурах. Главное для хранения ПБВ, чтобы не было продувания воздухом.
К вопросу о совместимости ПБВ с адгезионными и другими добавками
Практически все отечественные и зарубежные адгезионные добавки и пластификаторы легко совмещаются с битумом в процессе производства ПБВ. Длительное перемешивание ПБВ для растворения полимера позволяет пренебречь временем растворения адгезионных добавок и пластификаторов.
А.В. Колос (ООО ГК «ТЕХНОБИТ») – Следует избегать длительного хранения модифицированного битума в резервуаре при высокой температуре. В случае необходимости более длительного хранения (свыше 7 дней) ПБВ рекомендуется гомогенизировать, перемешивая в замкнутой циркуляции. Совместимость ПБВ с адгезионными добавками зависит от природы самой добавки, но, как правило, адгезионные добавки имеют тенденцию к всплытию и медленной потере свойств в процессе длительного хранения при высокой температуре. И это не зависит от температуры. Поэтому мы являемся сторонниками того, что дорожникам необходимо иметь оборудование, которое позволяет вводить адгезионную добавку в ПБВ непосредственно в ходе выпуска асфальтобетонной смеси, хотя наше оборудование естественно позволяет вводить добавку непосредственно на заводе.
4. Что следует учесть в новом ГОСТе, который должен идти на замену ГОСТ Р 52056–2003, — расширить список полимеров, применяемых при производстве ПБВ, прописать новые методы испытаний, соответствующие межгосударственным стандартам Таможенного союза, учесть требования стандарта ЕС EN 14023:2010, что еще?
П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум») - Помимо основных параметров, указанных в ГОСТ Р 52056, на наш взгляд должна проводиться оценка устойчивости ПБВ к старению, согласно методике ГОСТ 33140
(EN 12607-1), которая уже долгое время нами осуществляется при проверке качества ПБВ Альфабит. Данное испытание моделирует процесс старения ПБВ не только при получении и укладке асфальтобетонной смеси, но и в реальных условиях эксплуатации дорожного покрытия, что является немаловажным при выборе материала дорожного покрытия, а также позволяет наглядно выявить преимущества ПБВ Альфабит.
В ГОСТ Р 52056 также отсутствуют методы и параметры, позволяющие контролировать стабильность ПБВ при хранении, которая определяется по методике ГОСТ EN 13399. Считаем, что при контроле качества ПБВ необходимо определять устойчивость к расслаиванию и дополнить комплекс показателей качества данным параметром.
Н.В. Зубов (ООО «Газпромнефть-Битумные материалы») –
- На данный момент остро стоит вопрос о переходе на принципиально новый уровень оценки качества вяжущего и асфальтобетона на его основе с учетом климатических зон. Поэтому традиционные методы испытаний, прописанные в требованиях ГОСТ Р 52056, должны быть дополнены новыми, например, в том числе: требование к оценке стабильности вяжущего (ГОСТ EN 13399-2013);
- актуализация метода испытаний «сцепление с мрамором или песком»;
- введение маркировки вяжущего по PG;
- методы оценки стойкости к затвердению: изменение массы, остаточная пенетрация, увеличение температуры размягчения (ГОСТ 33140 метод RTFOT).
А.В. Колос (ООО ГК «ТЕХНОБИТ») – Если говорить непосредственно о новом ГОСТе, который придет на замену ГОСТ Р 52056–2003, я бы предложила учесть параметр определяющий устойчивость ПБВ при хранении. Это испытание принадлежит к группе производственных характеристик и имеет значение для определения времени пригодности модифицированного битума к использованию. Технология производства модифицированного битума заключается во введении в битум полимера и достижении желаемых характеристик продукта с помощью соответствующей технологии. При производстве могут возникать различные трудности, в том числе несовместимость битума и полимера, что может приводить к отслоению полимера от битума после некоторого времени с момента производства, соответственно я считаю, что данный параметр желательно учесть в новом ГОСТе, который будет контролировать непосредственно качество выпускаемого продукта.
5. Почему доля ПБВ в России в общем объеме потребления битумов по прежнему невелика — в пять раз меньше, чем в ЕС?
П.В. Стержанов (ООО «РН-Битум») - Основная причина заключается в том, что основной потребитель не понимает тех преимуществ, которые получает, используя ПБВ как альтернативу обычному битуму. Результаты многочисленных исследований, экспериментальных и опытных работ, проведённых в России и за рубежом, позволяют заключить, что полимерно-битумные вяжущие являются на сегодняшний день наиболее перспективным и, можно сказать, безальтернативным материалом, позволяющим обеспечить все требования, предъявляемые ему условиями строительства и эксплуатации покрытий в любом регионе России. Обычный битум в качестве вяжущего материала не способен отвечать таким высоким эксплуатационным требованиям.
Кроме того, в России ПБВ применяют только для производства асфальтобетонных смесей, укладываемых в верхнем слое дорожного покрытия, когда как зарубежный опыт показывает об эффективности применения смесей на ПБВ в нижних слоях, что ведет к увеличению межремонтных интервалов дорожного покрытия.
Н.В. Зубов (ООО «Газпромнефть-Битумные материалы») - Сегодня объем потребления полимерно-битумных вяжущих в России составляет 5% от общего объема. И это существенный прирост по сравнению с цифрами, которые были еще 5-10 лет назад, когда показатели были на уровне 0,03%. Применение ПБВ активно внедряется во все ключевые проекты страны, и мы уверены, что в ближайшем будущем их доля в России будет сопоставима с Европой, Америкой и Канадой.
А.В. Колос (ООО ГК «ТЕХНОБИТ») – Наверное, вопрос в финансировании. Хотя считаю, что доля ПБВ у нас растет, а в Европе уже более менее стабильна. Наш рынок имеет большой потенциал в реализации объемов ПБВ, ведь сейчас данный материал применяют в слоях износа, а если добавить верхний и нижний слой дорожного покрытия, объемы значительно вырастут и заметим речь идет в основном о федеральных автомобильных дорогах. Есть на рынке и дополнительные объемы. Хочу привести пример, что новые технологии с применением модифицированного битума выходят уже и на уровень муниципальных дорог. Наша компания приняла участие в экспериментах проводимых совместно Правительством Московской области и ФДА «Росавтодор» в Павловском Посаде по укладки асфальтобетона (Тип Б, марка II) с применением модифицированного битума. По проведенным лабораторным исследованиям, показатели нового дорожного полотна превосходят в 3-4 раза традиционные технологии ремонта. Метр дорожного полотна становится дороже на 5-7%, но увеличивается гарантийный срок эксплуатации с 2-3 лет до 6-8, что говорит об экономической целесообразности применения модифицированного битума.
И на последок хочу сказать, что немаловажным фактором незначительного потребления ПБВ является большое количество стандартов, которые усложняют как внедрение инновационных материалов, так и работу с ними. Поэтому я бы отметила необходимость оптимизации действующей нормативной базы.