ПАВЕЛ СТЕРЖАНОВ О ДОРОЖНЫХ БИТУМАХ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
Источник: журнал «Дороги. Инновации в строительстве», октябрь 2018
-Павел Валерьевич, какие нефтяные дорожные битумы вы выпускаете? Наращиваете ли производство битумов, соответствующих межгосударственному стандарту ГОСТ 33133–2014?
ПАО «НК «Роснефть» является лидером на рынке высококачественных битумных материалов в России. В 2013 году было создано специализированное дочернее общество — ООО «РН-Битум», которое на данный момент консолидирует в себе функции управления бизнесом битумных материалов в ПАО «НК «Роснефть».
Компания предлагает широкий спектр марок дорожных битумов в соответствии с требованиями ГОСТ 22245-90 и ГОСТ 33133-2014, доступных практически во всех регионах России. Модернизация битумных производств позволила обеспечить производство битумов по ГОСТ 33133-2014 с полным удовлетворением текущего спроса.
-Занимаетесь ли разработкой и внедрением новых технологий производства окисленных и/или компаундированных нефтяных дорожных битумов? Как сказывается на производстве битумов переоборудование НПЗ под увеличение глубины переработки нефти, когда такие работы ведутся?
В рамках стратегии развития битумного бизнеса особое внимание уделяется модернизации производственных установок по выпуску битумной продукции, а также повышению качества выпускаемой продукции.
К основным направлениям модернизации битумных производств относятся:
- обновление и расширение емкостного парка для подготовки и усреднения многокомпонентного битумного сырья
- оптимизация динамики и режимов процесса окисления;
- автоматизация всех технологических процессов (установка поточных онлайн вискозиметров, новых современных устройств дозации и т.д.)
Комплексные программы сотрудничества с Средневолжским НИИ по нефтепереработке позволяют разрабатывать новые и оптимизировать существующие технологии получения битумных материалов в условиях увеличения глубины переработки нефти для обеспечения требований действующих битумных стандартов, а используемая технология направленной модификации позволяет получать битумное вяжущее с требуемыми заданными показателями.
-Насколько жесткими вы считаете требования к основным и дополнительным физико-химическим показателям битумов по ГОСТ 33133–2014, например, по изменению массы образца после старения или по содержанию твердых парафинов? Есть ли у вас вопросы к методикам измерений, прописанным в ГОСТах 33134...33142? Применяете ли другие методики?
Хотелось бы отметить, что первые партии дорожных битумов производства ПАО «НК «Роснефть» в соответствии с новым ГОСТ 33133 были отгружены еще в 2016 году с Саратовского НПЗ, а в настоящий момент производство новых марок по данному стандарту представлено практически на всех наших заводах.
Новые требования к качеству битумов ужесточили требования к качеству исходного сырья, что в условиях использования разнообразных источников нефти является сложной задачей, которую мы смогли решить благодаря повсеместной модернизации установок на всех НПЗ с созданием узлов подготовки сырья.
Среди основных нововведений стандарта 33133-2014 является регламентирование свойств битумного вяжущего после старения в тонкой пленке (метод RTFOT), появление которого мы восприняли положительно. Ведь проведение данного испытания позволит имитировать старение битумного вяжущего под негативным воздействием кислорода воздуха при высокой температуре, что имеет место в асфальтобетоносмесителе при изготовлении горячих асфальтобетонных смесей, теряя основной ресурс своих эксплуатационных свойств.
Хотелось бы также выделить появление параметра «Динамическая вязкость при 60°С» в новом ГОСТ 33133, который уже давно является обязательным в Европе. Ведь данный показатель является прекрасным индикатором стойкости асфальтобетонного покрытия к остаточной деформации в случае использования обычного или улучшенного битума. Температура 60°С выбрана не случайно и соответствует температуре асфальтобетонного дорожного покрытия в жаркий летний день, когда образование колеи имеет наиболее вероятный характер. Данный параметр определяет жесткость вяжущего с целью обеспечения адекватного сопротивления колееобразованию асфальтобетонной смеси.
-Как вы относитесь к внедрению методики проектирования и испытания асфальтобетонных смесей по технологии СПАС (адаптированная для России методика Superpave)? Насколько эффективной является классификация нефтяных дорожных битумов по уровню эксплуатационных качеств (PG-классификация) в зависимости от климатических особенностей различных регионов?
В целом, положительно, однако следует внимательно подходить к внедрению данной методологии, воплощать ее в жизнь постепенно. Основной задачей данного подхода является увеличение межремонтных сроков и в случае успешных результатов на опытных участках необходимо будет более ускоренными темпами воплощать ее в жизнь. Хотел бы отметить, что в 2017 году мы уже начали выпуск битумных вяжущих по ПНСТ 85-2016 Материалы вяжущие нефтяные битумные, по так называемой PG классификации.
Новый комплекс параметров, который представлен в ПНСТ 85-2016, по мнению большинства специалистов, позволяет проводить оценку фундаментальных реологических свойств вяжущих, которые имеют более высокую взаимосвязь с основными эксплуатационными характеристиками асфальтобетона, позволяют прогнозировать его поведение еще на этапе выбора вяжущего.
Для того, чтобы понять перспективу потреблении марок PG, какая из марок будет наиболее востребована, мы разработали карту PG зонирования всей территории Российской Федерации, с которой Вы можете ознакомиться на нашем сайте www.rosneft-bitumen.ru.